Уголок потребителя.

Онлайн-покупки требуют проявлять внимательность.

В условиях активно развивающихся коммуникативных отношений, основанных на современных информационных технологиях, а также из-за угрозы распространения коронавируса, когда все больше людей предпочитают находиться в режиме самоизоляции, все большую популярность приобретает так называемая дистанционная торговля.

Продажа товаров дистанционным способом – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

О чем необходимо помнить, приобретая товары дистанционно? Какими нормативными документами регулируется дистанционная торговля?

Отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом регулируются следующими документами:

Во-первых, это Гражданский кодекс РФ, статья 497 которого четко разграничила понятия «дистанционный способ продажи товара» и «продажа товаров по образцам».

Во-вторых, это Закон РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-I «О защите прав потребителей», в котором дистанционному способу продажи товаров посвящена отдельная статья – 26.1 .

В-третьих, Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27сентября 2007г. № 612.

Совершая онлайн-покупки нужно быть предельно внимательными и осторожными. 11 мая 2020 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в информации «Об особенностях онлайн торговли и трансграничных покупок в период пандемии коронавируса» напоминает нам несколько важных рекомендаций:

«Совет N 1. Если Вы видите предложение продавца об оплате и доставке товара наложенным платежом, следует помнить, что содержание посылки Вам покажут на почте только после оплаты. Будьте настороже вдвойне, если посылку отправляет физическое лицо.

Товар, полученный с условием об оплате наложенным платежом (в случае если он по какой-то причине не устроит покупателя) нужно возвращать продавцу. Расходы на пересылку товара обратно несет покупатель. Кроме того, покупатель рискует вовсе не получить деньги за возвращаемый товар.

Совет N 2: Перед тем, как приобретать что-либо в интернет-магазине, следует удостовериться, имеется ли на интересующем сайте информация о реквизитах продавца: фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес), режим работы, ОГРН/ОГРИП.

Будьте бдительны, если сайт (или страница сайта) в Интернете привлекает “самыми низкими” ценами, однако, оплата товаров возможна только одним способом – безналичным расчетом.

Совет N 3: Не переводите деньги за покупку на банковскую карту некоего физического лица. Поинтересуйтесь, придет ли вам на почту электронный чек.

Электронный чек должен направляться на указанный покупателем адрес электронной почты или абонентский номер. В чеке должен быть указан адрес сайта продавца.

Совет N 4: Покупатель, совершая покупки через Интернет вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара (пункт 21 Правил продажи товаров дистанционным способом”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612)

Совет N 5. Если товар куплен через сайт владельца агрегатора информации о товарах, то претензию можно предъявить такому владельцу агрегатора:

– в случае предоставления потребителю недостоверной или неполной информации о товаре или продавце, на основании которой потребителем был заключен договор купли продажи с продавцом;

– если товар не передан в срок.

Признаки сайта-агрегатора: на таком сайте размещена информация о товаре, там же происходит выбор и оформление заказа, денежные средства поступают на банковский счет такого посредника.»

Также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рекомендует ознакомиться с материалами, размещенными на государственном ресурсе для потребителей (http://zpp.rospotrebnadzor.ru/), где в режиме онлайн можно получить ответы на следующие вопросы: что должен знать потребитель, приобретая товары для детей посредством трансграничной интернет-торговли или 5 советов покупателю приобретенного в Интернет-магазине, оплаченного, но не доставленного товара. Помимо этого, на ресурсе функционирует виртуальная приемная, размещены памятки, которые касаются самых разных сфер и представлены образцы необходимых документов и ответы на часто задаваемые вопросы.Среди мобильных сервисов хотелось бы отметить появление такого приложения как “Проверка маркировки товаров”, которое позволяет проверить легальность приобретаемого (приобретенного) товара, а также сообщить о нарушении. В настоящее время приложение доступно для проверки маркировки изделий из натурального меха и лекарственных препаратов. Также потребителям уже доступно приложение от Федеральной налоговой службы “Проверка касcового чека”, которое позволит получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, а также проверить их легальность, добросовестность продавца или сообщить о нарушении.

Консультационный пункт по защите прав потребителей

филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Тверской области» в Бежецком районе